Постановка задачи

👁 83 просмотров
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Здесь представлен общий принцип построения постановки задачи, который необходим, чтобы составить техническое задание на исполнения проекта и его подзадач.

Стадия постановки задачи включает 3 стадии:

  1. Проведение системно-аналитического обследования;
  2. Разработка концепции системы
  3. Разработка технического задания на проект.

 

Системно-аналитическое обследование

Цель обследования – получение моделей данных и описание процедур принятия проектных и управленческих решений. Эта стадия носит неформальный характер, широко привлекаются эксперты.
Основные задачи предпроектного обследования информатизируемых процессов:

  • анализ существующей системы обработки информации – ответ на вопрос «что информатизировать?» (описание участников проекта и распределение задач между ними, определение потоков данных, оценка объемов информации), описание программно-технических средств (аппаратная платформа, операционная система, средства разработки), перспективы развития и предложения по доработке и замене;
  • выявление потребностей, которые должны удовлетворяться системой: описание маршрутов движения информации, описание аналитических задач для принятия решений, описание информационного обеспечения (состав, содержание и форматы данных);
  • построение функциональной и информационной модели – представление в виде схем существующей системы обработки и передачи информации с подробным описанием содержания ее составных частей;
  • определение представляемых данных: классификация пользователей системы (по функциям, по доступу к данным), описание типов представлений данных (таблицы, графики и др.), описание пользовательских интерфейсов, описание процедур обработки данных;
  • разработка рекомендаций по организации процесса информатизации в условиях перехода к работе с информационной системой.

Выбор состава информатизируемых процессов и соизмерение получаемого эффекта с затратами на его достижение осуществляется на основании анализа экономической целесообразности информатизации процесса (эффективности) и степени подготовленности предприятия.

В результате предпроектного обследования формируется список функциональных задач, подлежащих информатизации, выделяются основные задачи, наиболее полно удовлетворяющие целям информатизации и определяющие эффективность информатизируемой системы.

 

Разработка концепции системы

Концепция разрабатывается на основе предпроектного обследования процесса информатизации. Основная задача при этом – выявить существенные, доминирующие процессы, определяющие эффективность функционирования информатизируемой системы, и на них ориентироваться при формировании концепции информационной системы, обеспечивающей процесс информатизации.

Формирование концепции осуществляется на основании системного подхода (в единстве выступают анализ и синтез, целостность рассмотрения системы):

  • система разрабатывается на основе целостной картины информации с учетом развития той предметной области, которую она описывает;
  • части и целое выступают в единстве и взаимоопределяются (часть нельзя рассматривать в отрыве от целого, целое нельзя понять, не поняв сути частей – это и есть требование параллельного ведения работ) — отдельные подсистемы могут создаваться независимо, но на основании целостной концепции системы.

Разрабатываются альтернативные варианты основных подходов к созданию информационной системы, планы реализации, оценка необходимых ресурсов на реализацию каждого варианта, оценка преимуществ и недостатков каждого варианта. Критерии сравнения вариантов определяются исходя из общей цели разработки информационной системы (повышение эффективности функционирования информатизируемого предприятия).Разработка концепции системы также является процессом, и логическая схема этого процесса исходя из целей и задач системы в целом и всего процесса ее проектирования.

Цель разработки информационной системы – повышение эффективности работы организации (предприятия).

Обобщенные задачи информатизации:

  • обеспечение необходимого объема и качества информации для принятия проектных решений;
  • сокращение трудозатрат при выполнении типовых информационных процессов: сбора, обработки, регистрации, передачи данных по различным каналам связи, хранения, поиска и выдачи информации.

Информатизация может осуществляться в различных масштабах – от отдельных информационных процессов и процедур обработки данных до создания функционально полных автоматизированных информационных систем.

Различные подходы к решению проблемы информатизации процесса проектирования:

  • развитие (доработка) существующей информационной системы для решения новых задач и переход на новые информационные технологии существующих информационных систем;
  • создание новой информационной системы в полном наборе подсистем, функций и комплексов задач.

От этого зависят цели и концепции построения информационной системы, методология выполнения проектных работ, применяемые средства автоматизации.
Поскольку информатизируемая система создается в изменяющейся среде, постоянно развивается, изменяет свои функции и структуру, и информационная система должна отслеживать эти изменения.
Информационная система никогда не будет разработана окончательно, поскольку она эксплуатируется в постоянно меняющихся условиях, отсюда – системно-аналитическое обследование предметной области должно проводиться постоянно.
Основное требование к процессу проектирования информационной системы – непрерывное протекание процесса, пока существует информатизируемая система (организация). Это предполагает: выявление новых процессов, нуждающихся в информатизации, доработку информационной системы и на основании этого перепроектирование процессов (реинжениринг), изменение структуры предприятия и т.д.

Отсюда особенность проектирование информационной системы – параллельное сосуществование и развитие трех взаимодействующих друг с другом процессов:

  • анализ текущих информационных процессов и структуры предприятия;
  • проектирование информационной системы обеспечения процесса проектирования;
  • изменение информационных процессов и структуры предприятия.

В таком случае процесс проектирования не должен быть строго структурирован. Структурируются:

  • объекты и понятия, которые требуют последовательного уточнения, но последовательность их рассмотрения не регламентируется;
  • крупные уровни архитектуры системы.

Основное содержание концепции:

  • общие положения: цели и задачи создания системы, основные методические и технологические принципы построения;
  • описание объектов информатизации: описание автоматизируемых процессов и декомпозиция их на функции и задачи, информационные потоки;
  • укрупненная архитектура системы и виды обеспечений: архитектура процессов, компонентов, техническая архитектура, описание информационного, программного, технического, организационного обеспечений;
  • план создания системы: стратегия создания системы, стадии и этапы работ;
  • обоснование выбора поставщиков программно-технического обеспечения: определение требований к программно-техническому обеспечению и критериев его выбора, анализ рынка и выбор поставщиков программно-технического обеспечения;
  • технико-экономическое обоснование создания системы: оценка затратной части проекта (закупка общего программного обеспечения и технических средств, разработка специального программного обеспечения, затраты на эксплуатацию и сопровождение), оценка эффективности системы.

Выбор состава информатизируемых процессов и соизмерение получаемого эффекта с затратами на его достижение осуществляется на основании анализа экономической целесообразности информатизации процессов и степени подготовленности предприятия.

 

Разработка технического задания

Результаты работы над концепцией оформляются в виде технического задания на разработку информационной системы.

Типовые сведения, содержащиеся в техническом задании: цель разработки системы, требования к системе, назначение системы, состав автоматизированных рабочих мест, состав документов или иных информационных объектов в результате ее работы.

В процессе анализа и планирования требований пользователи системы определяют функции, которые она должна выполнять, выделяют наиболее приоритетные из них, требующие проработки в первую очередь, описывают информационные потребности. Определение требований выполняется в основном силами пользователей под руководством специалистов-разработчиков.


Источники

  1. Неизвестен